Докетизм

Так называется еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека. Христос, по словам этого учения, только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В Д. нельзя видеть определенной системы, а следует скорее признать направление мысли, свойственное по преимуществу гностицизму (см.), в котором христологические учения тесно переплетены с восточными понятиями о космологии и с греческим национализмом. Само слово "докетизм" не встречается у первых писателей, боровшихся против гностицизма; напр., его нет у Иринея. Первый писатель, упоминающий о докетизме — Феодорит — говорит о Маркионе, Василиде и других докетах. Ипполит в своем опровержении ересей (кн. VIII, § 8-11) излагает учение докетов и считает их определенной гностической сектой. Судя по изложению Ипполита, докеты весьма близки к учению Симона и Валентина. Отношение Бога к миру докеты представляют себе в образе семени, дерева и плода: как семя разрастается в плод, так и Бог открывается в мире, первоначально в мире интеллигибельном, в мире эонов, а потом и в видимом. Демиург, огненный Бог, создал внешний мир. Существо Демиурга — тьма, во тьме держит он снисшедшие (охладившиеся, αποψυγείσαι) θз мира света вечные идеи — души, и заставляет их вечно менять свой образ (переселение душ). Это блуждание прекращается с появлением Спасителя, Который создан гармоническим действием всех эонов и назыв. Единородным (μονογενής). Земную жизнь Христа докеты толкуют с точки зрения своей космологии; так, напр., 30 лет земной жизни Христа ставятся в связь с 30-ю идеями тридцати эонов. Если брать Д. в более обширном значении, чем это делает Ипполит, то в Д. придется различать несколько видов и направлений — дело, впрочем, рискованное ввиду неполноты источников. Баумгартен-Крузиус в своей истории христианских догматов различает семь видов Д.: 1) учение Иосифа и Филона о том, что тела, в которых проявлялись небесные существа, не принадлежали в действительности им самим, а были лишь внешней для них формой. 2) Учение Василида (см.), что человеческий элемент в Христе не участвовал в искуплении, или учение Маркиона, что Христос явился исключительно как дух. 3) Учение Симона и его последователей, что телесная природа Христа была лишь видимостью, иллюзией. 4) Учение валентиниан (см.) и Вардесана (см.), что Христос — существо сверхъестественное, имеющее лишь чувственный образ. 5) Учение последователей Василида, что естество Христа, по смерти Его, изменилось. 6) Учение Керинфа, по которому в Христе было два естества, не соединенных между собой, но соединенных лишь случайно. Наконец, 7) учение Аполлинария и Евтихия, которых церковь всегда считала докетами, хотя они и признавали двоякую природу в Христе, божественную и человеческую; но божественная, по их воззрению, почти целиком поглощала человеческую.

Э. Р.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДОКЕТИЗМ — (от греч. dokeo — кажусь) — еретич. направление богословской мысли в христ. церкви 2-3 вв., согласно к-рому плоть и страдания Христа считались кажущимися, призрачными, поскольку плоть, как и все материальное в мире... Советская историческая энциклопедия
  2. Докетизм — Раннехристианская гностическая ересь. Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно... Краткий религиозный словарь
  3. Докетизм — (греч. — «каженники», от — кажусь), гностическая ересь в раннем христианстве, утверждавшая мнимый, иллюзорный характер телесной природы (а значит, и страданий) Иисуса Христа. Наиболее ранняя формулировка... Словарь по культурологии