Народное стихосложение
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ в русском языке, по Ф. Коршу, имело в своем основании следующую схему (квантитативную):
⌣ ⌣ ⌣ ⌣ | ⌣ ⌣ ⌣ ⌣́
или в ударных обозначениях:
— ⌣ ⌣̲ — | — ⌣ ⌣̲ ⌣
Это две диподии хореического типа; существенно отметить здесь разницу этого русского песенного стиха, употребляющего нисходящую диподию, тогда как письменный стих пользуется диподией ямбической. Напр., в песне видим:
скАчет галка... по Ельничку,
мАшет хвостом... по берЕзничку,
тогда как классическом «хорее»:
равнодУшна и ревнИва,
а не
рАвнодушна И ревнива.
Возможно, что именно это обстоятельство и создавало стих Кантемира и Державина с полуударениями на второй стопе, как, например, у Кантемира:
любИмица моя блИзко,
у Державина:
диАна с голубОго трОна
и пр. Частушка в пении и теперь еще часто сохраняет хореическую диподию:
кАк я стану нАдоску,
д,вИжу тулу Имоскву.
Но частушка же употребляет и ямбическую диподию:
алексАндровский вокзАл
откуд' мой мИлый уезжАл.
Приходится слышать иной раз, что диподия в частушке меняется с переходом от одного двустишия к другому:
тЫне вой полкАнушка,
пАжалуста невОй,
моводрОлю угнАли
ПодаршАву всамый бОй.
Бесконечные вариации основной темы этой (тетраподии хореической) отмечаются у Корша по малорусски, белорусски, сербски, болгарски, словенски, чешски, словацки, польски, лужицки, — почти на всех славянских языках. Период о двух колонах аналогичен германическому стиху о двух полустишиях. Анакруса факультативна. Две диподии объединяются в колон главным ударением, например:
тыподИ моякорОвушка домОй
и со стяжениями:
ужкаквсЕмужья дожЕн дОбрЫ,
где в слове «дОбрЫ» второе ударение сильнее и изменяется по Коршу четырьмя морами (см.), тогда как на «дО—» падает всего лишь две. Еще пример стяжения:
онкупИл мнекОрОвушкУ,
схема этой строки будет:
⌣ ⌣ | —́ ⌣ ⌣ —́ —́
Растяжение первоначальной схемы имеет масу вариантов. Наиболее любопытны в этом отношении протяжные («проголосные») песни (напр., «Вниз по матушке по Волге», которая в пении из ямбической диподии обращается в тетраколонный период). У лужичан и поляков в пении меняется даже и ритм, двоичный переходит в троичный. Корш в общем считает этот стих силлабическим, хотя в пении он, разумеется, квантитативен. Корш указывает еще на качественность (ударность) этого стиха. Думается, что частично он квантитативен и в рецитации, которая таким образом сводится к речитативу или чему то сходному с греческой паракаталогой (ритмической декламацией под флейту или кифару). Надобно иметь в виду, что все это касается стиха или песенного, или такого, что читается нараспев, где, как это случалось и у Еврипида, бывает более двух нот на один слог. Все это конечно не существует в нашем читательстве, которое обычно происходит даже не вслух, и вопросами интонации вообще мало задается. Форма стиха переходила от народа к народу с мотивом, отсюда ряд приспособлений слов к размеру уже заданному. Это явление существует и сейчас в переводах популярных опереточных арий, например, первая строка:
Ах, курочка-бедняжечка
и дальше:
Скорей надо доктора позвать,
что в пении принимает вид:
Ск'рей н'д' доктора позвать,
а сложившийся стих уже входит в репертуар и таким и остается. Возможно ныне уже и обратное, как неведомо откуда залетевшие в народную пьесу «Шлюпка» строки Пушкина «Не стая воронов слеталась», далее совершенно расстроенные разностопным паузным стихом. Если стих читается нараспев, то в нем возможна квантитативность, для обычного теперешнего чтения, в котором распев очень слаб, а у актеров и вовсе не существует (исключая декламаторов самой последней формации, вроде актеров московского камерного театра), остается соответственная языку ударность, все ухищрения квантитативной песни тогда сводятся к сравнительно более простым элементам: полуударениям и паузам. Если, напр., стих:
Полно, дремушка, дремати
вполне соответствует приведенной выше схеме:
⌣ ⌣́ ⌣ ⌣́ | ⌣ ⌣́ ⌣ ⌣́
то период (двустишие, два колона) будет таким:
Из-под дуба, из-под вяза,
Из-под вязова коренья,
но он может появиться и в урезанной, стянутой форме:
Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький
со схемой:
⌣́ ⌣ ⌣ ⌣ | ⌣́ ⌣ —́
⌣́ ⌣ ⌣́ ⌣ | ⌣́ ⌣ —́
и дальше:
Добры кони тонут,
Молодцы томятся,
или
Ой, за гаем, гаем,
Гаем зелененьким со схемой двойного стяжения:
⌣̋ ⌣ ⌣́ ⌣ | — —́ —́ ⌣́⌣́ | — —
Кроме того, период настолько плотен, что часто два колона не разделяются словом, как, например:
Хвастал он на хвастывал
бо гачеством своим
и т. д. Сравнивая все это в стиховой, только-ударной схеме, мы видим, что в стихе «Добры кони тонут, молодцы томятся» для нас ударны всего лишь стихи не четырехстопные, а трехстопные. Правильнее было бы поэтому сказать, что, обследуя песню, мы исследуем собственно не стихосложение, а песнесложение народное. Стиха в нашем смысле народное стихосложение не знает, а то, что мы называем нашим стихом, чрезвычайно далеко от песни. Достаточно указать хотя бы на то, что песня, воспринимая письменный наш стих («Коробейники»), простой хорей поет, как:
ой полнЫм полнАаа корОбушка,
т.-е. прибавляет целую стопу к Некрасовскому четырехстопнику. Разница между русским стихом и русской песней разительна, это показывают хотя бы попытки (дельные, конечно) обогатить стих песней, которые всегда кажутся чрезвычайно своеобразными, настолько далека от стиха живая песня.
С. П. Бобров.
Значения в других словарях
- Народное стихосложение — Русское, стихосложение русской устной народной поэзии (см. Народное творчество). В Н. с. различаются три основных типа: 1) говорной стих — употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т.п. Большая советская энциклопедия
- Народное стихосложение — НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия
- НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ русской устной народной поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр. Большой энциклопедический словарь